Шлимазл не может добиться положительного результата, даже когда обстоятельства складываются в его пользу.
Шлимазл – щедрый донат (не путать с пончиками) в копилку рубрики “Терминология”, одной из моих любимейших. Поэтом, особенно современным, хорошо быть потому, что в любой момент можно посетовать, что люди понимают под твоими словами совсем не то, что ты имел ими в виду. Впрочем, останавливаться на сетовании не с руки – мне всегда больше хотелось, чтобы люди поняли. Так, собственно, рубрика и возникла. Но вернемся к нашим шлимазлам.
Большинство источников определяет шлимазла как “недотепу, которому хронически не везет”, а среди конкретных примеров, встречавшихся мне на просторах Рунета, затесался даже знаток “Что? Где? Когда?” Леонид Тимофеев: бедняга проебал какое-то невообразимое количество Хрустальных сов, включая Осеннюю серию 2016-го, когда все (включая вашего покорного слугу) думали, что дадут ему, а Крюк вдруг одарил Поташева.
Вряд ли среди читателей моего сайта окажутся те, кто одобрят такой пример (причины могут быть разные, моя – Леонид Тимофеев всегда был мне симпатичен, как и игравший с ним Михаил Дюба[1]), но с другой стороны, догадывается ли Юлия Лазарева, что в ее честь названа дилемма из Теории игр и не только?
Слово “schlimazel” скорее всего, древнееврейского происхождения (не надо закатывать глаза: если что-то написано в Википедии, это еще ничего не значит), его этимология достаточно прямолинейна (корень зеркалит немецкое schlimm – “очень плохой”), а точное значение понятно русскоязычному человеку интуитивно, ведь, в силу его безаналоговой эмоциональной широты (или вы думали, в него теперь санкционировано добавлять только блевотину типа “рандомный”?), в нашем великом и могучем существует полный аналог древнееврейского шлимазла.
Это выражение “сказочный долбоёб”.
Вы все правильно поняли: чтобы терпеть неудачи постоянно, мало быть неудачливым – нужно их заслуживать поступками, вызывающими осуждение. А кто заслуживал осуждение мудрой древнееврейской общины больше, чем долбоёб? Только его крайняя разновидность, известная на просторах нашей Родины как долбоёб сказочный.
Сказочный долбоёб – это абсолютный чемпион по долбоебизму среди профессионалов. Это человек, который мочит такие коры, что одно их осмысление может привести в ступор, а попытка повторить – в ужас. Даже золотой стандарт “Всё правильно сделал!” для сказочного долбоёба мелковат калибром. Нет, когда в дело вступает настоящий шлимазл, остается лишь налепить на лицо фэйспалм Пикарда и спасаться бегством. Меня подмывает выдать попурри из мемов, гифок, шортс, рилз и прочего баловства, удачно иллюстрирующего принципы работы сказочных долбоёбов, но недавно Ютуб подсунул мне форменный клад в виде Павла Шевелева, делающего дополнительные примеры избыточными:
Бедняга Шевелев, выбранный в качестве жертвы на заклание самому Артемию Лебедеву (о нем следует написать отдельную статью), может показаться отсылкой одновременно к Козлу отпущения и Избиению младенцев, поэтому удачно, что персонаж топит за Израиль (впрочем, для подкованного знатока-терминолога, столь легко отличающего евреев от жидов, что он мог бы объяснить это целой синагоге[2], национальность шлимазла не играет роли). Но почему я называю его “персонажем”, а не “героем” (жестоко слышать подобное от человека, знающего этим словам цену)? Ответ находится в таком анекдоте:
– Ой, ну ты и дурак! Ты такой дурак! На всемирном конкурсе дураков ты бы занял второе место!
– А почему не первое?
– А потому, что дурак!
Здесь медицински-чисто заспиртована (квинтэссенция) суть дурака: он не может добиться положительного результата, даже когда обстоятельства складываются в его пользу. Так вот, шлимазл – это крайняя степень такого диагноза, с которой однозначно пора увозить в больницу. То есть, встретив такого человека на улице, вы автоматически имеет право спросить правящую власть: какого хуя это чудище разгуливает по стране без поводка и намордника?
Глубину кроличьей норы шлимазла по достоинству оценил итальянский историк экономики Карло Мария Чиполла, доказав в книге “Фундаментальные законы человеческой глупости”, во-первых, что шлимазл гораздо опаснее, чем бандит, поскольку абсолютно непредсказуем; во-вторых, что действия шлимазла ведут к проигрышу всех, включая него самого, поскольку он не осознает очевидных последствий собственных действий; а в-третьих, что люди всегда недооценивает число шлимазлов вокруг, тем самым становясь еще уязвимее перед ними.
Такой триумвират – гремучая смесь, от которой любой закон и порядок взлетят на воздух (судя по последнему предложению, незаблокированный Ютуб скоро тоже придется смотреть без звука – уж слишком глубоко в сознание проникает ИИ-озвучка ИИ-текстов). Шлимазл – слепой проводник воли хаоса, который играет тебе назло, при том, что сам шлимазл может желать тебе добра и только добра. Быть игрушкой судьбы нелегко, но оказаться смятым этой игрушкой, когда меньше всего этого ожидаешь, ничуть не легче; поэтому, единожды определив человека как шлимазла, от него нужно держаться подальше.
Иной знаток тонких семантических разниц спросит: чем тогда от долбоёба-шлимазла отличается простой дурак, персонаж ничуть не менее сказочный и встречающийся в фольклоре самых разных стран? Разница очевидна: дурак-герой в сказках всегда добивается успеха, поскольку его “дурость” есть лишь абсолютная готовность верить людям и прощать их, когда они его обманывают (в остальном его выручает недюжинная смекалка и удачные стечения обстоятельств, благоволящие его незапятнанной внутренней чистоте). А шлимазл оказывается таким дураком, что проигрывает даже на конкурсе таковых – и это в лучшем случае, поскольку куда чаще он подводит под монастырь всех участников.
Ссы в глаза – божья роса!
– Русская поговорка
Но вернемся к платоновскому диалогу Лебедева и Шевелева. Если вы еще не сталкивались с этим шедевром, откройте видео на случайном месте, послушайте секунд 10-15, и переходите на другое (также выбранное случайно), где говорит Шевелев – это тот случай, когда от перемены мест ничего не меняется на трехчасовом (!) отрезке. Вот как это шоу прокомментировал один из пользователей:
@user-rk4fi9uy5s
Предлагаю Павлу Шевелеву взять интервью у Виталия Кличко, чтобы мы могли преисполниться сознанием бесконечного вечного в разрезе тонких структур материи.
Дело не в том, что Шевелев стоит на либеральных позиция: либерализм – это лишь первая, еще обратимая стадия на пути к диагнозу сказочного долбоёба. Разговаривая с таким человеком, вы знаете, что он (она) обязательно спросил вас об одной (или о всех) из тех стандартных тем, на которые у вас готов хорошо обдуманный и отрепетированный ответ, поэтому вы встречаете его (ее) долбоебизм с радостью. Например, как это делает Петр Толстой:
Толстой Толстым, но, думаю, попадись Шевелев на глаза Гоголю, в русской литературе стало бы на одну нарицательную фамилию больше. Почему? Простой человек (тот же дурак из сказок) знает, что и описание мира у него простое, поэтому всяким там умником себя не мнит. А человек непростой мнит, да еще каким! Поэтому кропотливо создает детальную и тщательно продуманную картину мира, чтобы, даже проигрывая в споре в пух и прах, шепнуть самому себе: “Ну, раз моя картина мира так тщательно продумана, в ней наверняка найдется нужный ответ на эти безосновательные нападки, даже если я пока не могу его выудить и предъявить.”
Именно этим и занимается Шевелев – и именно этим он заслуживает звание шлимазла, которого нельзя переубедить (и спасти), ведь, даже будучи неспособным найти ни одного логического аргумента в пользу своей позиции, он все равно верит в нее стопроцентно – как украинцы, летом 2023-го отвечавшие на “Какова вероятность победы над Россией?” единогласным “100%!”. Не хочу сказать, что все украинцы – долбоёбы (хотя их пропаганда сделала все, чтобы так оно и быдло, де-факто превратив Украину в территорию, живущую в виртуальной реальности), но те, кто продолжает верить в сказку несмотря на противоречащую ей объективную реальность, рискуют пережить типичную судьбу шлимазла – с типичным ее концом.
Оно им надо?
Данил Рудой – 17-19 мая 2024.
Право на похуй: почему Россия победит всех (18+)
Примечания
1. Тот самый Михаил Дюба, который, не торопясь, подробно объяснял команде правильный ответ, Сиднев назначал отвечающим Поташева, а тот сдавал неправильную версию, сбитый Друзем и его дровами (впрочем, Сиднев недаром носит звание «Лучший капитан Клуба»: ответственность за тот провал Виктор мужественно взял на себя).
2. – Здравствуйте, я к вам от синагоги… – Так вы что, еврей? – Зачэм еврэй, пачему еврэй? Ви Гоги знаэте? Так я от его сина!
«Рэп в базовой его модели, возможно даже классической, если у кого-нибудь язык повернется так выразиться,…
Почему “Empire V” Виктора Пелевина – самая страшная книга, которую я читал Читать
Национальный вопрос – один из самых болезненных для человечества, ведь большинство людей чувствуют ущербность или…
Переслегин. Фурсов. Хазин. Школьников. Иже с ними. Слушая их, чувствуешь, как отвисает челюсть. Любой из…
Один стяжает всё время Другой стремится к отдаче, А третий склонен к причуде И трёт…
“Вы думаете, Россия – это плохо? Да нам плевать, что вы думаете!” Об этом говорила…