Несмотря на явную непохожесть друг на друга в плане характера, структуры, тематики и исторической эпохи, «Смерть и Дева» Дорфмана и «Кукольный дом» Ибсена включают одну общую деталь: в обоих случаях женщины определяют повествование, являясь главными героинями в прямом смысле. В «Смерти и Деве» Дорфмана главная героиня – это Паулина, абсолютно уверенная, что случайно оказавшийся в ее доме доктор Миранда – тот самый доктор, который пытал ее пятнадцать лет назад. Как и подобает главной героине, она берет ситуацию под свой контроль (при помощи пистолета) и подвергает жесткому психологическому давлению как доктора, так и своего мужа Роберто. В «Кукольном доме» Ибсена главная героиня – Нора – переворачивает традиционные представление о браке и является линзой, через которую формируется наше мнение об остальных персонажах. Образам этих женщин и посвящена данная работа.
Главные героини в пьесах Генрика Ибсена «Кукольный дом» и Ариэля Дорфмана «Смерть и Дева»
В начале первого акта «Кукольного дома» Нора предстает нам избалованной и обожаемой «трофейной женушкой», беззаботно живущей в свое удовольствие. Она сорит деньгами, грызет миндальное печенье, радуется покупками и охотно подыгрывает манере мужа Торвальда, снисходительно зовущего ее «жаворонком», «белочкой» и «транжиркой». Несмотря на то, что муж журит Нору за легкомыслие, читатель не сомневается в благополучии этой пары. Даже когда Нора заявляет, что не забегала в кондитерскую, эта ее маленькая ложь никак не является предвестником неминуемой трагедии и лишь упрочивает в нашем сознании намеченный ранее образ ветрености.
С появлением фру Линне, характер Норы претерпевает изменения: открыв старой подруге самую сокровенную свою тайну, главная героиня вызывает у читателя уважение и некоторое недоумение. Становится непонятно, как такая решительная и смелая женщина может вести себя столь легкомысленно. Легкомыслие это выражается не только в шутливой манере, в которой Нора говорит с фру Линне, намекая на какого-то несуществующего состоятельного джентльмена, и в кульминации первого акта, разговоре Норы с Крогстадом, когда мы узнаем, что, желая спасти мужа от неминуемой смерти, она подделала подпись отца, не представляя, к какой катастрофе это может привести. Напротив, не зная законов, главная героиня считает, что в ее случае ни о каком серьезном нарушении не идет и речи и даже упрекает Крогстада в плохом знании законодательства: «Я не знаю точно законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено. А вы, юрист, не знаете этого!». Образ Норы утвержден окончательно, и два последующих акта посвящены его развитию.
В отличие от Норы, Паулина с первой же страницы пьесы предстает крайне серьезной героиней, однако о том, что ее серьезность быстро перерастет в маниакальную зацикленность, читатель не догадывается. Атмосфера места действия крайне напряжена, и это отвлекает от частного: страна только что освободилась от гнета диктатуры, ни о какой безопасности говорить нельзя, поэтому когда Паулина, заслышав приближающийся автомобиль, достает пистолет, кажется, что она поддается общему страху, а не личному.
Странности Паулины всплывают уже во время разговора с мужем: не спросив разрешения, главная героиня отдает его домкрат своей матери, отправившейся путешествовать. Но этом промах не подрывает уверенность в серьезности и психической адекватности Паулины, скорее являясь лишним свидетельством того, что она уже очень долгое время живет под прессом. Она выказывает неожиданный интерес к тому, чем ее муж занимается по службе, и давит на него, говоря, что Комиссия, расследующая преступления диктатуры, (членом которой он является), ограничена в своих возможностях: «Только если результатом явилась смерть, да?», «Только самые серьезные случаи?».
Причина этого интереса становится очевидной во втором акте, после того, как она берет контроль над действием. В отличие от Норы, скрывающей правду («Фру Линне: И ты до сих пор не призналась мужу? Нора: Нет, Боже избави, что ты!»), Паулина бунтует открыто, не стесняясь мужа и подвергая его давлению. В этом ключевое отличие между главными героинями. Как и Нора, Паулина хранит тайну, но тайна эта касается ее одной – возможно, именно поэтому она настолько бескомпромиссна в действиях. Ею движет жажда мести, и ради нее она готова рисковать жизнью, причем не только своей: «Я пущу ему пулю в голову… а потом возьму дуло в рот и нажму на спусковой крючок».
С начала второго акта Паулина доминирует над действием и ведет отчаянную борьбу с самой собой – как и Нора. Обе женщины чрезмерно сосредоточены на своей борьбе и недостаточно гибки психологически. Паулина упрямо пытается заставить доктора Миранду признаться в злодеяниях, в то время как Нора наотрез отказывается пойти к мужу с повинной. Но, несмотря на большую напряженность действия в «Смерти и Деве», ситуация Норы выглядит более драматичной. Жажда мщения Паулины статична, и ее зацикленность можно объяснить психологической травмой от мучений, выпавших на ее долю.
В «Кукольном доме» главной героине приходится переживать новые испытания прямо по ходу пьесы, что добавляет действию динамизма. Сначала это мучительные «тридцать один час жизни» до того, как Торфальд прочитает письмо Крогстада, а затем кульминация, момент бунта героини, по сравнению с которым даже решительность Паулины не выглядит внушительно. Решение покинуть свою семью, бросающее перчатку в лицо морально-нравственным устоям общества, кажется чудовищно эгоистичным поступком, оправдать который может только полное непонимание его последствий. Однако Нора, оставившая свое легкомыслие в первых двух актах пьесы, предпринимает этот шаг со всей ответственностью, видя в нем единственное избавление от роли куклы, хозяева которой никогда не видели в ней человека : «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой».
В отличие от Норы, которая точно знает, что нужно делать, Паулина не может избавиться от кошмара, преследовавшего ее пятнадцать лет. Даже смерть доктора Миранды (при условии, что он действительно был «тем самым доктором»), вряд ли облегчит ее удел. «Камера пыток» Паулины находится в ней самой, и пока она не победит этот фантом, совершив тем самым истинной геройский поступок, он пребудет с ней вечно.
Принеся себя в жертву, отвергнув реальность «кукольного дома», оставив собственных детей и отправившись в добровольное изгнание, Нора перечеркнула все свое прошлое, намереваясь начать жизнь с чистого листа: именно поэтому действия пьесы происходит в рождественский сочельник, знаменующий собой приближение Нового года. Что же делает Паулина? Вынуждая доктора Миранду написать чистосердечное признание, главная героиня, на первый взгляд, упрочивает фантом, живший в ее памяти. Поэтому появление доктора Миранды в финале пьесы кажется закономерным. Значит ли это, что Паулина проиграла свою борьбу? Избавиться от фантома памяти ей, конечно же, не удастся никогда, но ведь та же Нора, захлопнув за спиной ворота, никогда не забудет о «кукольном доме», в котором провела так много лет, о своих детях и о том, как муж, неготовый «пожертвовать… для любимого человека своей честью», порицал ее за совершенный подвиг.
Освобождение Паулины как главной героини заключается в отказе переносить кошмарное прошлое на настоящее. В этом смысле чрезвычайно интересна встреча двух физических взглядов – Паулины и доктора Миранды, случившаяся перед самым занавесом. Дорфман не указывает, какие эмоции отразились на лице героини, но именно это заставляет думать, что она встретила глаза доктора без ненавидящей враждебности, а значит желанное избавление, как и в случае с Норой из «Кукольного дома», все-таки состоялось.
Данил Рудой – 2006, 2012