Когда речь заходит о художественном тексте, возникает вопрос: если его практическая польза неясна, а информационная ценность сомнительна, для чего же он вообще существует? Какая сила позволяет ему преодолевать время и равнодушие человека?
Развитие художественного текста знаменует новый этап в развитии языка, так как и содержание, и язык художественного текста гораздо сложнее любого другого. Сложность содержательной стороны словесного искусства в том, что человек с его помощью пытается разгадать самую непостижимую загадку – самого себя.
В течение своего существования язык, как и любая живая материя, постоянно менялся. Этот процесс характеризовался не только новыми формами слов, звуков и смыслов, но и появлением нового его вида – письменности. Именно она пробудила литературу – сразу несколько ее разновидностей: сакральную, деловую, юридическую. Одной из самых поздних по времени возникновения, и самой удивительной по мере воздействия на человека, стала художественная литература.
В каждом художественном произведении создается особый мир, а создавать такие миры помогают образы – важнейшие элементы художественной модели мира. Именно благодаря образам удается соединять такие несовместимые вещи как абстрактное с конкретным, типичное с уникальным, привычное с неожиданным. Образ адресован и разуму, и чувству, ибо порождается и тем, и другим одновременно.
В силу того, что образ воспринимается чувствами, он связан с особенностями материала, в котором воплощается модель мира. В художественном тексте роль материала играет язык. Отсюда возникает вопрос: как язык претворяется в материю словесного искусства? Здесь дело не в каких-то особенных свойствах языка, проявляющихся в литературе, а в особом к нему отношении. Человек, создающий художественный текст, и человек, его читающий, вспоминают о творческой сути языка. Ведь он не просто передает мысли, а создает очеловеченный, одухотворенный вариант мира, а не механическое его отражение.
Автор своим произведением выражает собственное “я” – эта мысль привычна, общепринята и понятна. Неясное другое: почему в этом случае для читателя литература не только банальный источник информации, но и способ познания самого себя?
Склонность человека к литературе, несмотря на возможность обойтись в жизни и без нее, является актом самовыражения. Самовыражение читателя – в его сопереживании, сочувствии, сотворчестве. В художественном тексте не только писатель, но и читатель должен ощущать себя творцом, впервые воплощающим мир в слове. Это личностное проживание творческой природы языка и составляет основу словесного образа. Звучание речи, наполнение слов смыслом, прорастание друг в друге их значений – все это читатель ощущает как событие, как открытие.
Обычно, при свободном владении языком, человек не задумывается над словесной формой выражения мысли – она выстраивается автоматически, сама собой. Совсем не так с речью художественной: она не столько носитель информации, сколько сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков, не менее важен, чем предмет разговора. В художественной литературе мы ищем не столько содержание речи, сколько саму речь. Автор, создавая свое произведение и пытаясь выразить на бумаге свои мысли и переживания, напряженно ищет созвучия, слова и предложения не расчетом, а чутьем. В результате и получается то, что мы называем литературой.
В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, однако второе, придавая первому глубину, силу и неповторимость, при этом не может без него существовать. Именно в тонкой пропорции между смыслом опуса и мастерством автора, несвойственной другим видам литературы, заключается художественный текст – вершина любой речевой культуры.
Данил Рудой – 2002
“Диссиденты” – современная повесть 21 века о школьной жизни Данила Рудого
“Шардоне” (глава из повести “Специалист по планетам Земного типа”)
“Один день. История влюбленного старшеклассника.”
Драматургия. “Кокаин” – одноактная пьеса
«Рэп в базовой его модели, возможно даже классической, если у кого-нибудь язык повернется так выразиться,…
Почему “Empire V” Виктора Пелевина – самая страшная книга, которую я читал Читать
Национальный вопрос – один из самых болезненных для человечества, ведь большинство людей чувствуют ущербность или…
Переслегин. Фурсов. Хазин. Школьников. Иже с ними. Слушая их, чувствуешь, как отвисает челюсть. Любой из…
Один стяжает всё время Другой стремится к отдаче, А третий склонен к причуде И трёт…
“Вы думаете, Россия – это плохо? Да нам плевать, что вы думаете!” Об этом говорила…