Эссе о современной поэзии поэта 21-го века Данила Рудого.
Если Вас интересует современная поэзия как таковая, а не эссе о ней, ознакомьтесь со страницей современных стихов.
***
Современная поэзия переживает не лучшие времена. Она играет столь малую роль в жизни людей, что большинство вообще не замечают ее существования. Всего несколько десятилетий назад красивые стихи о любви, грустные стихи о войне, философская лирика о смысле жизни и другие поэтические жанры пользовались популярностью, однако сейчас все иначе. Мир Интернета и высоких технологий диктует свои правила, и поэзия просто не укладывается в рамки высоких скоростей. Данная статья разбирает состояние современной поэзии в 21 веке и предсказывает ее судьбу в будущем.
Поэзия 21 века и музыка
Единственным стабильным источником современной поэзии для обычного человека является музыка. Однако тексты музыкальных композиций чрезвычайно редко ставят перед собой высокие поэтические цели. Если мы говорим о поп-музыке, ее смыслы сводятся к банальным “Я тебя люблю, когда ты меня любил – было хорошо, потом, когда разлюбил – стало плохо“. Конечно, даже среди откровенно попсовых текстов встречаются неплохие стихи (ярчайший пример – группа “Корни” с их продуманными многоходовыми стихотворениями), а многие современные рокеры имеют сильную поэтическую жилку (Юрий Шевчук, “ДДТ”), однако основная масса эстрадных текстов в лучшем случае бессмысленна, а в худшем – глупа. Это искажает стандарты аудитории, причем не только поэтические: любовь, одна из главных стихотворных тем, например, приравнивается к глупому потребительскому чувству необходимости удовлетворить животные потребности. Даже если в нем сохраняется романтика, она теряет в качестве и превращается в нечто банальное, низведенное до примитива. Однако, как верно подмечает в своем стихотворении современный русский поэт Алексей Никонов, “Любовь – не вздохи на скамейке
“.
Поэзия в музыке прошлого
Сам по себе факт донесения современной поэзии до аудитории посредством музыки не только не является чем-то негативным, но и полностью соответствует исторической традиции. Еще в Древней Греции поэты использовали музыку для контакта с массой. Ярчайший пример подобного в России – это Владимир Высоцкий, хотя необходимо отметить и Александра Башлачева, который, хоть и менее известен, писал стихи еще более высокого качества. Однако разница в том, что и Высоцкий, и Башлачев были в первую очередь поэтами, а не музыкантами, поэтому современная поэзия, принадлежащая их перу, сопоставима по содержанию с произведениями величайших русских поэтов Золотого и Серебряного века, тогда как эстрадные сочинители в большинстве своем отталкиваются именно от музыки, причем от развлекательного ее компонента, а не морально-нравственного или, тем более, духовного.
Невостребованность современной поэзии и поэтов в 21 веке
С позиции элитарности культуры, подобное положение дел плохо. Если смотреть на литературу с точки зрения доступного ей максимума (то есть воспитания в людях высоких морально-нравственных ценностей), современные стихи очень сильно до него не дотягивают, что неудивительно. При заниженных требованиях к поэзии, ее качество неизбежно падает: зачем стараться писать хорошие стихи, если можно просто рифмовать слова и складывать их в строфы? Более того, поэтическое усилие истинного поэта скорее всего вообще останется непонятным и невостребованным, так как оно затрагивает темы, чуждые массе. Поэт – это человек, который остро ощущает несовершенство мира, обусловленное несовершенством людей, его населяющих (в первую очередь собственное), и объясняет через художественные тексты это самое несовершенство этим самым несовершенным людям. А кому нравится, когда тебе говорят о твоем несовершенстве, да еще каким-то витиеватым, трудным для понимания языком? Тем более, когда есть масс-культура, трубящая как раз об обратном: все в порядке, просто стань богаче, красивее и моложе, и будешь счастлив.
Поэзия в современном мире
За пределами музыки, потребление современной поэзии идет в основном романтически настроенными девушками и юношами, переживающими либо любовную драму, либо успешные отношения. Эти люди частенько ищут в Интернете рифмованные четверостишья, чтобы отослать им своим возлюбленным по СМС, причем это настолько вошло в тренд, что существует множество онлайн-ресурсов, предлагающих эту услугу. Таким образом, низкокачественные стихи вошли в масс-культуру и потребляются людьми по принципу, схожему с просмотром сериалов: конечно, поход в театр (аналог прочтения томика Пушкина) отдает большей духовностью, но в принципе и мыльная опера (аналог текста современного рифмача) сойдет. Целей-то грандиозных нет: мало кто задумывается о развитии внутреннего мира или смены мировоззрения на более совершенное. Нет, все гораздо проще: понравиться парню, произвести впечатление на любимую девушку, показаться умнее или чувственнее, выпендриться. Как и с телевизором: аудитория не стремиться познать глубины своей природы, она просто хочет отдохнуть после долгого трудового дня.
Современная поэзия и будущее
Трудно ожидать, что положение дел скоро изменится, однако говорить о полной утрате поэтической традиции, по крайней мере, в России, преждевременно. Колесо истории не раз доказывало, что ничто хорошее не сгинет совсем, поэтому логично предположить, что через энное количество лет человечество ждет возвращение к поэтическим канонам, и стихи вернуться на свое место в иерархии воспитания человеческого сознания. Возможно, к этому времени поэзия станет чем-то отличным от своей нынешней формы, однако максимальный стандарт ее качества, то есть способность вызвать духовный отклик в сердце любого мало-мальски думающего слушателя, наверняка останется неизменным. В любом случае, ответственность (за стихи и воспитание человечества) лежит на плечах поэтов, которые своими стараниями должны приблизить желанную им эпоху будущего – эпоху, когда мерилом мира будут не деньги, а моральные и духовные ценности, знания и способность ставить общий интерес выше личного. Это будет эпоха нового порядка, и стихи зазвучат в ней с новой, никогда ранее не слышанной силой.
Данил Рудой – Нью-Джерси, США – 7 июля 2015.
К Году литературы в России
«Поэт в России больше, чем поэт»
Был при царях, и даже при Советах.
А что сейчас? – То ли поэтов нет,
А то ли нет уже нужды в поэтах?
Ну, почему, хоть кто-нибудь, скажи,
У лиры не звучат, как прежде, струны,
Поэзии упали тиражи,
И залы опустели, и трибуны?
Что, все проблемы в мире решены?
Людские искоренены пороки?
И человеку больше не нужны
Для жизни поэтические строки?
И стихотворной рифмы красота
Уже не впечатляет глаз и ухо?
Достигла всех пределов высота
Подъёма человеческого духа? –
Не нужно больше жечь ничьи сердца?
Умы тревожить надобность отпала? –
В развитии дошли мы до конца,
Достигнув совершенства, идеала?
Поэт в России больше не поэт?
Писатель – тоже больше не писатель?
А, может, и поэзии уж нет?
И век литературы на закате?
* * *
Вся жизнь вокруг вопросами полна,
И для того, чтоб находить ответы,
Поэзия, как воздух, нам нужна,
И, как Мессии, нам нужны Поэты!
Кто может, делай что-то, наконец,
Чтоб мaстерá пера и маги Слова,
Властители умов или сердец
Умом и сердцем завладели снова!
Страна зовёт в литературы Год!
Должны войти под звук ожившей лиры
С твореньями великими в народ
Российские Гомеры и Шекспиры!
Во все века, в любые времена
Поэзия, как воздух, нам нужна!
* * *
2016 год
Вот и прошёл литературы год –
Молчат всё так же робко струны лиры,
И не вошли с твореньями в народ
Российские Гомеры и Шекспиры!
Так неужели в наши времена
Поэзия нам стала не нужна?
Людмила Максимчук,
поэтесса, писательница, художница, драматург,
член Московской городской организации Союза писателей России
E-mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/
Из цикла “ЛЕПЕСТКИ”
http://ludmila.maksimchuk.ru/fragments/%D0%A5VIII.Petals.html
***
Дар
Поэзии высокой дар,
Дар красоты и откровений,
Мучительнее всех мучений,
Сильнее всех волшебных чар.
Он чаще мимо пролетит,
Но если избирает душу,
То море вывернет на сушу
И сушу в море обратит!
…Наверно, легче жить в тиши
И без божественного дара,
Без страсти, бури, без пожара,
Без извержения души.
Наверно, проще бы жилось
Душе, огнем не обожженной,
Душе, от молний огражденной,
А не пронзаемой насквозь.
Но дар все тайное познал,
Ему противиться нет мочи.
Свеченьем дня, прозреньем ночи
Он в чувствах мысли обогнал.
Он музы – прихоть и завет –
Скорее – бремя, чем отрада,
Скорее – плаха, чем награда,
Скорее – зарево, чем свет!
…Нечаянность, или судьба,
Или затмение – не знаю,
И дар – как веру – принимаю;
О том была моя мольба…
Сентябрь 1992 г.