Современные стихи – это стихотворения, баллады, тексты песен и любые другие короткие поэтические произведения, написанные в XXI веке и отвечающие двум ключевым требованиям:
- глубокое смысловое наполнение;
- красота и изящество формы.
Лучшее современное стихотворение является квинтэссенцией всего предшествующего поэтического опыта. В нем, как в капсуле, либо заключено уже готовое знание, либо представлена его версия, либо четко и лаконично поставлена нерешенная проблема мироздания. Исключение составляют:
- изобразительные стихотворения, иллюстрирующие либо конкретные феномены и ситуации (реальные или воображаемые), заслуживающие внимания (“Лезвие Звука, или Стихи о том, как пишутся стихи“), либо обрисовывающие концепции, к пониманию которых человечество еще только подходит (“Ведомые тайной“);
- технические стихотворения, играющие с грамматическими, фонетическими или стилистическими конструкциями (“Я сразу смазал карту будня, или Стихотворение-рюмка“). В технических стихах красота формы и изложения выходит на первый план, однако наличие смысла остается обязательным.
Главные вызовы для современных стихов и поэтов заключаются в необходимости:
- сочетать многовековую культуру мировой поэтической традиции с требованиями современности, и
- противостоять напору масс-культуры, превращающей творчество в материал потребления.
На Западе, где стихотворным балом правят тексты популярных песен, где за поэзию принимается проза, разбитая на короткие строчки, и где успех сборника современных стихов измеряется объемом продаж и денежной выручки, поэтическая культура уже фактически утеряна. России в этом плане повезло больше. После Золотого и Серебряного века русской поэзии, подаривших нам Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина и Владимира Маяковского, вторая половина 20-го века прошла под эгидой Владимира Высоцкого и Иосифа Бродского, а также менее известного, но абсолютно гениального поэта Александра Башлачева.
В данном разделе представлены стихи современного русского поэта Данила Рудого: публикации, еще не вошедшие в новые сборники поэзии, а также лучшие произведения прошлых лет.
Данил Рудой о своих стихах
Я написал сотни стихотворений на разных языках, и каждое из них дорого мне по-особенному, хотя некоторые дались дороже остальных. Однако публикация стихов в Интернете научила меня, что читатели далеко не всегда разделяют авторского восхищения, и зачастую влюбляются в стихи, которые были для поэта лишь мимолетным эпизодом за письменным столом или даже без оного (хотя поэты тут не одиноки, и тот же Бетховен жаловался, что его жутко раздражал культ “Лунной сонаты”). Это не должно смущать: когда ты провел со стихотворением три с половиной года, оно кажется тебе родным, но как насчет человека, увидевшего его впервые?
“Лезвие звука, или Стихи о том, как пишутся стихи” яркий тому пример. Большинство людей вообще не могут дочитать его до конца, и даже не потому, что в нем больше двухсот строк. Просто тема малоинтересна людям, не задающимся вопросом, каково это, написать стихотворение (строк, например, на двести, да еще со скрупулезно выточенными рифмами и ритмом). С другой стороны, “Стихи о Близнецах” или “Стихи Елене” заинтересуют каждого, кто попадает в одну из этих групп по причине прямой причастности (видимо, следующий уровень – это написать стихотворение Елене, которая Близнец по знаку зодиака, или же вирши Маше-Козерогу, чтоб уж наверняка).
Чтобы читателю было удобнее разобраться в поэтическом (и прочем) многообразии, опубликованном на этом сайте, была создана приведенная ниже классификация. Помимо описаний страниц и стихотворений как таковых, им даны краткие характеристики, призванные прояснить, чего можно ожидать от того или иного произведения. Это необходимо потому, что то, что вы прочитаете здесь, скажем, в разделе “стихи о любви” – это совсем не то же, что (пока) выходит на первых строчках в поисковиках по соответствующему запросу. Поисковики предлагают корм для невзыскательной аудитории, плебейскую банальщину, которую не стыдно показать разве что знакомой колхознице, которую собираешься затащить на сеновал на ближайший праздник Ивана Купалы (кстати, если вы хотите помочь исправить это вопиющее безобразие, поставьте ссылку на мой сайт со своих социальных сетей – это здорово помогает при ранжировании). Поэтому, во избежание диссонанса между ожиданиями и реальностью, я опишу, что вас ждет в каждом из главных разделов, а дальше выбирайте сами. Приятного прочтения!
О любви
Стихи о любви продолжают уверенно лидировать среди всего, что ищут в поисковиках по стихотворной тематике. Например, фразы, содержавшие стихи о любви, ищут в Яндексе в среднем более 300 тысяч раз в месяц. Я отнюдь не намекаю, что тебе, уважаемый читатель, в жизнь больше ничего не нужно, но, отдав дань популярности любовной темы, начну классификацию именно с нее.
Когда я был молод и безрассуден, любовь как таковая мало меня занимала – гораздо больше меня занимали юные, обворожительные и зачастую абсолютно бессодержательные девушки, в которых я влюблялся. Сейчас я вспоминаю о том периоде своей жизни с содроганием (и соглашаюсь с Пушкиным, заметившим в своем истинно гениальном стихотворении:
Когда на память мне невольно Придет внушенный ими стих, Я так и вспыхну, сердцу больно: Мне стыдно идолов моих.
А. Пушкин – “Разговор поэта с книгопродавцем”
), однако нельзя не признать, что без моей глупой влюбленности в одну надменную девушку никогда не появилась бы на свет очаровательная “Апрельская любовь”, получившая массу комплиментов Вконтакте: в том числе от тех, кто не осознал, что она написана на ритм песни “Место, где свет” группы “Машина Времени” даже после того, как я прикрепил эту композицию к записи. А ведь это лишь один пример! С остальными можете ознакомиться в рубрике “Стихи любимой девушке”.
Современные стихи
Да не оттенит заезженная шарманка любовной лирики современных стихов как таковых! Несомненно, в наши дни любовь прекрасно растиражирована: о ней талдычат с утра до вечера все подряд, и невольно возникает иллюзия, что кто-то что-то о ней понимает. Не понимает никто и ничего, и потому многие вершины мировой и русской поэзии не имеет к любви никакого отношения. В какой-то момент эволюции личности любовь превращается в данность, о которой не надо заботиться специально, а унылые вздохи по предмету страсти, удобно расположившегося рядом или надежно отодвигнутого расстоянием (а также отсутствием малейшего желания приближаться к своей незадачливой воздыхательнице), становятся постылой стыдобой. Тогда на арену выходят мотивы, на которые раньше недоставало времени: размышления о Боге и другие философские переживания…
Философские стихи
Вот очередной пример несовершенства нашего мира: я только упомянул Бога, а вам уже показалось, как кто-то бежит стучать башкой в половицы, дрожа от елейного благоговения под липкий свет пахучих лампад! Однако уверяю, ваше беспокойство совершенно беспочвенно: глубочайшие моменты постижения Бога всегда происходили у меня на безопасном расстоянии от церкви, так что за их истинную духовную ценность я ручаюсь. Кстати, Бог, Вечность, Бесконечность и Творчество для меня взаимозаменяемые понятия, и все они стоят над Любовью, которая, как утверждают продвинутые буддисты, всего лишь клей, не позволяющий нашему мирозданию распасться на неприлично астрономическое число осколков. Ужо им, а философские стихи остаются моим любимым жанром.
Стихи о смерти
Любые наши философские изыски, разумеется, остались бы досадливыми рассусоливаниями (тогда как мы сами остались бы несолоно хлебавши), не затронь мы волнующую тему смерти, от которой в современном обществе, пытающемся подражать сладким стандартам Западного гламура, принято шарахаться, как от чумы. Чумы в своих стихах о смерти (чуть не написал “стихах о своей смерти”) я вам пока не обещаю… нет, давайте лучше так: Чумы в своих стихах о смертиЯ вам пока не обещаю, зато предлагаю вместо нее стихотворения, которые глубоки не сколько всесторонним знанием вопроса (хотя люди, сведущие в астрологии, наверняка сочтут данную ремарку вспышкой ложной скромности, обреченной остаться неоцененной), сколь верой в то, что смерть хоть и выход, но все же крайний.
Короткие стихи
Причина, по которой короткие стихи выделены в отдельную категорию, проста: раньше я полагал, что короткие стихотворения не являются полноценными, и складировал их там, где никто не мог до них добраться. Позже я понял, что многим людям нравится, когда стихотворение заканчивается до того, как успело им надоесть, чему был несказанно рад как поэт, предпочитающий максимальную концентрацию смысла. Так что теперь, написав четверостишье или строфу, я всегда говорю себе: Сигизмунд, не пора ли остановиться? Трудность здесь, разумеется, в отсутствии жанровости. Открывая страницу пресловутых стихов о любви, например, любые любители поэзии очень хорошо представляют, с чем им предстоит столкнуться, тогда как страница коротких стихотворений запросто может поставить в тупик, бросая из крайностей типа “Постылые па Мерлезонского пляса” и “Лолита, у тебя налито?” на остроконечные пики вроде “Прочь рассуждения от безбожности!” или “Что хмуришься грешно, восттавший из ада?” Впрочем, тех, кто не любит ходить вокруг да около и предпочитает сразу к делу, милости просим на огонек!